вторник, 24 июня 2008 г.

546 Буддийская логика, быть может,- идет в этом отношении еще дальше; так, согласно ее учению, всяко

546 Буддийская логика, быть может,- идет в этом отношении еще дальше; так, согласно ее учению, всякое суждение, даже самое простое, может быть обращено в трех членный силлогизм. Описание же хода мыслей в умозаключении 'для других' у Дхармоттары имеет черты сходства с описанием их в европейской логике. Разбирая силлогизм все, что происходит от причины, невечно; слово происходит от причины, оно невечно, он говорит (NBT на III. 17): Как поступаем мы, когда заключаем о чем-либо на основании его существенного признака: на- Вопрос об отношении индийского силлогизма, в формулировке школы найяиков, к Аристотелеву подробно и очень удачно разобран у Athaly-с, 267275. Буддийская формулировка, как увидим, несущественно отличается от формулировки найяиков и ближе к Аристотелевой первой фигуре. Ср. Muller М. ZDMG. Т. VI 346 Ср., напр.: Scbuppe. Erkenntnisstheoretische Logik. 36; Rickert. Der Gegenstand der Erkenntniss. S. 169пример, о невечности слова на основании его причинного происхождения? Сначала мы должны проверить, действительно ли существует связь между этим признаком и следствием, из него выводимым... Затем, убедившись этим путем в существовании логической связи между признаком и следствием, мы во время умозаключения сначала обобщаем ее, а затем применяем к данному случаю, т. е. к объекту умозаключения. Под познанием логического признака данного объекта и разумеется обобщенная связь основания со следствием. Под умозаключением же, или под познанием объекта умозаключения, разумеется применение этой обобщенной связи к данному случаю. Что существенным признаком всего, что имеет 'причинное происхождение', является 'невечность', в этом мы убеждаемся разбором всех примеров, всех факторов, которым мы приписываем 'причинное происхождение'. Установив таким образом объем этого понятия, мы на основании закона противоречия убеждаемся, что эти факты не могут иметь своим признаком 'вечности'. Затем мы обобщаем связь понятий невечности и причинного происхождения и применяем ее к частному случаю, к причинному происхождению слова, которое, следовательно, так же не может быть вечным. скачать мальчики

Комментариев нет: