вторник, 24 июня 2008 г.

е. источников знания или доказательств истины. В Праманасамуччае, Дигнага подвергает коренной перер

е. источников знания или доказательств истины. В Праманасамуччае, Дигнага подвергает коренной переработке все логическое учение найяиков. Самый план сочинения совершенно иной. Между тем как в сутрах найяиков и сочинении Ватсьяяны вся логика разделена на 16 главных диалектических приемов, и собственно логика, учение о восприятии, умозаключении и т. п. затрагивается только мимоходом, у Дигнаги диалектические приемы отступают на второй план, и главное внимание посвящено учению о восприятии, суждении и умозаключении. Затем, и по существу эти части логического учения интересуют Дигнагу не столько как диалектические приемы, которыми можно доказывать что угодно, а как такие функции нашего познания, исследование которых позволяет судить об источниках и пределах познания вообще, о доступности познания бытия истинно-сущего, а в связи с этим, конечно, стоит и вопрос о реальности познаваемого нами внешнего мира. Дигнага принадлежит к буддийской школе йогачаров; с ней соединяют его не только религиозно-философские убеждения, но и личные связи; он родственник основателя этой школы Арья-санги. Школа эта проповедует чистый идеализм и совершенно отрицает реальное бытие во внешнем мире объектов, соответствующих нашим представлениям. Дигнага, насколько можно судить, несколько видоизменил этот крайний идеализм, но, в общем, остался на той же точке зрения, как то видно из характерных слов его, неоднократно цитируемых: sarvo'yam anumananumeyabhavo buddhyarudhena dharmadhar-mibhavena na bahih sadasattvam apeksate,41 т. е. все наше познание, поскольку оно состоит из истин умозаключаемых, проникнуто категориями субстанции и акциденции (вне коих мы ничего представить себе не можем), и оно не имеет ни малейшего отношения к истинному бытию или небытию. В этих словах обращает на себя внимание значение, придаваемое категориям субстанции и акциденции. Вне этих категорий мы не можем себе представить ни одного объекта внешнего мира. Между тем, связь между субстанцией и акциденцией существует только в наших представлениях, это связь логическая (anumananumeyabhavah) и не зависит от реальности или нереальности внешнего мира (na bahih sadasattvam apeksate). производства г ульяновска

Комментариев нет: