вторник, 24 июня 2008 г.

Никто не считает их правильным познанием, лежащим в основе целесообразной деятельности человека, по

Никто не считает их правильным познанием, лежащим в основе целесообразной деятельности человека, потому и неупоминание о них в трактате, в котором с самого начала объявлено, что он посвящен исключительно исследованию правильного познания, вполне понятно. Но в таком случае, быть может, упоминание о неправильных восприятиях совершенно излишне. Ведь правильное восприятие является первым из источников правильного познания, следовательно, согласно определению правильного познания как познания, непротиворечащего опыту, само собой должно разуметь, что правильное восприятие не может противоречить опыту и не может представлять собой иллюзии. Разрешается это недоумение несколько странным на первый взгляд образом. Оказывается, что возможно правильное познание, не противоречащее опыту и в то же время иллюзорное, и притом иллюзорное не с точки зрения какого-нибудь ведантиста-иллюзиониста, для которого все опытное знание есть сплошная иллюзия, а с точки зрения Дхармоттары. Умозаключение, говорит он (NBT), дает нам знание (в известном смысле) иллюзорное, ибо, когда мы заключаем от какого-нибудь данного факта к какому-нибудь не данному, то объектом нашего познания является нечто такое, чего нет перед нашими чувствами и что, следовательно, стоит в противоречии с тем, что в данный момент действительно находится перед нами; короче, всякое не-наглядное представление, уже потому, что оно не-наглядное, есть (до известной степени) обман чувств, иллюзия. Под термином неиллюзорное знание, говорит Дхармоттара, здесь разумеется такое знание, которому не противоречит наглядная форма реального объекта, та, которая способна быть действительной. Если же, как в суждении и умозаключении, мы имеем знание (представление), хотя и не противоречащее опыту, но в то же время не-наглядное, то оно уже представляет собой иллюзию. Наш перевод слова abhranta 'неиллюзорный' является таким образом, не точным, точнее было бы сказать 'не-на-глядный'. Но этому противоречат все приведенные Дхармот-тарой примеры: они именно иллюстрируют обман зрения и других чувств, происходящий, как он сам говорит, от неправильного функционирования органов чувств, и не приводит ни одного примера правильного, но не-наглядного представления. вспомогательное производство

Комментариев нет: